Обзор автомобильного рынка России за 2007 год и прогнозы

Ростов-на-Дону

(863) 299-42-29
(863) 299-42-30


23.01.2008

Авторынку написали сценарий

Рост продаж автомобилей может закончиться в 2010 году

В прошлом году в России было продано 2,79 млн легковых автомобилей. Эксперты PricewaterhouseCoopers подсчитали, что прирост продаж в штуках и в деньгах — на 35 и 67% соответственно — был наибольшим в современной истории России. Впрочем, они предостерегают, что уже в 2010 году, достигнув отметки 3,4 млн автомобилей, рост продаж может прекратиться. Это случится в том случае, если российская экономика сохранит свой сырьевой характер.

PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовала вчера обзор итогов развития российского автомобильного рынка в 2007 году. По данным компании, всего в стране было продано 2,79 млн легковых автомобилей, из них 2,41 млн новых. Российские покупатели потратили на автомобили 53,4 млрд долл. Больше половины этой суммы, 34,1 млрд долл., пришлось на новые импортные автомобили (рост продаж в деньгах — 87%). В этой же категории наблюдался и наибольший количественный рост — на 67%, до 1,2 млн машин. Рост продаж иномарок сопровождался увеличением объема выданных автокредитов. По словам партнера PwC Стэнли Рута, в прошлом году объем выданных кредитов увеличился почти в два раза, до 16 млрд долл.

Одновременно с новыми иномарками выросли и продажи импортных подержанных автомобилей — на 46%, до 380 тыс. штук. «Покупать подержанный автомобиль сегодня гораздо менее выгодно, чем новый. Рост продаж может объясняться только большим неудовлетворенным спросом на новые автомобили», — говорит г-н Рут. Впрочем, по мнению руководителя подразделения по оказанию услуг автомобильной промышленности Ernst & Young Ивана Бончева, это обусловлено и введением Евро-3: многие постарались ввезти автомобили до 1 января 2008 года.

Хотя продажи автомобилей российского производства снизились на 5% (765 тыс. автомобилей), г-н Рут считает ушедший год успешным для АвтоВАЗа, самого крупного российского производителя легковых автомобилей (выпустил 663,5 тыс. в прошлом году), которому, напротив, удалось увеличить продажи на 6,2%.

Эксперты прогнозируют, что рост российского авторынка, хотя уже и не столь впечатляющий, продолжится и в этом году. В PwC ожидают, что по итогам 2008 года в лучшем случае общий объем продаж может перевалить за отметку в 3,5 млн автомобилей, то есть ожидается рост примерно на 25%. Г-н Бончев также ожидает общий рост на уровне в 20—25%, хотя в секторе новых иномарок продажи могут вырасти на 50%. По мнению председателя совета директоров Genser Игоря Пономарева, в 2008 году рост продаж иномарок составит 40%, а сокращение роста должно наступить уже в 2010 году.

Между тем эксперты предостерегают, что рост отечественного авторынка не вечен и уже через несколько лет он может иссякнуть. По мнению PwC, возможны два сценария развития автомобильного рынка России — оптимистичный и консервативный. Согласно первому, продажи продолжат расти, пока уровень автомобилизации не достигнет 400 автомобилей на тысячу человек. В этом случае пик продаж придется на 2014 год, когда будет продано 5,5 млн автомобилей, а автопарк достигнет 56 млн (сегодня он составляет 28 млн автомобилей). В дальнейшем на рынке наступит стабилизация, и к 2020 году в стране будет продаваться около 4 млн автомобилей.

Согласно консервативному прогнозу, рост продаж остановится уже при достижении уровня в 300 автомобилей на тысячу человек и парк вырастет всего до 42 млн автомобилей. Тогда пик продаж ожидается в 2010 году, когда будет продано 3,4 млн штук. Затем продажи начнут снижаться и достигнут к 2020 году уровня в 2,5 млн автомобилей в год.

По мнению Ивана Бончева, рост продаж автомобилей уже начинает замедляться. Между тем, по его словам, рынок далек от насыщения, автопарк очень стар и скорее всего перелом произойдет только к 2012 году, автомобилизация достигнет 400 автомобилей на тысячу человек. Кроме того, на рост продаж должно оказать влияние вступление в России в ВТО, которое приведет к снижению пошлин на импорт. В то же время, по мнению г-на Бончева, автопроизводители, решившие организовывать производство в России, могут не реализовать все свои планы. «Уже возникли проблемы с рабочей силой в Петербурге и области, которые могут замедлить процесс», — говорит он.

Итог и продаж легковых автомобилей в России в 2007 году  

Категория автомобилей
Тыс. штук
Млрд. долл. США
2007 г .2006 г .Изменение2007 г .2006 г .Изменение
Российские
765
800
-5%
6,5
5,8
12%
Иномарки российского производства
440
280
57%
6,7
4,4
52%
Импорт новых
1205*
720
67%
34,1
18,2
87
Импорт подержанных
380
260
46%
6,1
3,6
69%
ИТОГО
2790
2060
35%
53,4
32,0
67%
Источник: Госкомстат, ГТК, АСМ-ХОлдинг, AEB, оценки PwC


ЮЛИЯ КАРУЛИНА , 23.01.2008

Источник:  http://www.rbcdaily.ru/2008/01/23/industry/315162 

Возврат к списку новостей