В рейтинге ООН готовности стран к e-government Россия опустилась на 10 пунктов по сравнению с предыдущим исследованием, пропустив вперед Украину и Белоруссию и заняв 60 место среди 192 государств. К информационному обществу вообще россияне готовы чуть лучше — по итогам 2007 г. РФ заняла 57 место из 69 возможных.
Эксперты ООН оценили готовность России к электронному государственному управлению. Согласно недавно опубликованному обзору E-Government Survey 2008: From E-Government to Connected Governance, в рэнкинге индексов готовности 192 стран-членов ООН к электронному правительству (E-government readiness) Российская Федерация заняла 60-е место, опустившись на 10 позиций по сравнению с предыдущим исследованием 2005 г. В первую тройку вошли Швеция, Дания и Норвегия.
Индекс E-government readiness высчитывается на основе показателей развитости веб-услуг «электронного правительства», телекоммуникационной инфраструктуры и степени готовности населения к подобному нововведению. Россия набрала 0,512 балла — меньше, чем Украина (на 41 месте) и Беларусь (на 56-м), но больше, чем Китай и Саудовская Аравия. Среди стран Восточной Европы РФ стоит на предпоследнем месте, опережая Молдову. В классификации по показателю «электронного участия» (e-participation) граждан в жизни государства Россия оказалась на 98 месте вместе с Беларусью, Руандой и Узбекистаном.
«Основная проблема в России — это предоставление госуслуг, хотя бы самых элементарных, посредством инструментов электронного взаимодействия, — отмечает эксперт CNews Analytics Сергей Шалманов. — Лишь несколько федеральных ведомств принимают к рассмотрению через свои сайты отдельные документы в электронном виде, но для дальнейшего взаимодействия требуется личное присутствие. Аналогичная ситуация и с региональными властями: даже формы документов для скачивания и удаленного заполнения разместили отнюдь не многие, в более чем 90% случаев для подачи бумаг необходимо передать их лично либо направить по почте».
Недавно Владимир Путин утвердил «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации», согласно которой наша страна в рейтингах развития информационного общества должна занять место не ниже двадцатого
По мнению Шалманова, среди российских ведомств можно отметить как лидеров ФНС и ФТС (в последней действует электронное декларирование). Очевидные успехи достигнуты в системе арбитражных судов — подготовлен и размещен банк судебных решений, отдельные суды сообщают по электронной почте/SMS о дате и времени назначения слушаний, выносимых решениях и т.д. Но на улучшение общей картины отдельные достижения влияют слабо, формат «одного окна» работает только в случае личного присутствия заявителя. «В основном госорганы страны предоставляют в онлайне только самую элементарную информацию справочного характера. Если практика работы ведомств не претерпит изменений, то на фоне действующего в Финляндии электронного ЖЭКа или онлайн-взаимодействия с правительством Эстонии уровень России в подобных рейтингах будет опускаться все ниже», — предупреждает Шалманов.
Готовность стран к электронному правительству, 2008 г.
Программы, призванные этому способствовать, уже как минимум объявлены либо находятся на этапе внедрения. В рамках программы Мининформсвязи «Связь в каждый дом», концепция которой находится в разработке, все российские домохозяйства в обозримом будущем получат широкополосный (до 128 кбит/с) канал доступа в Интернет с оплатой по гостарифам. А уже апреле Мининформсвязи планирует ввести в эксплуатацию единый портал поддержки электронного взаимодействия с населением, на котором в этом году можно будет оплачивать госпошлины и сборы, а также получать десять госуслуг из числа «социально значимых». В этом проекте министерство информатизации и связи отвечает за создание ИТ-платформы для межведомственного взаимодействия (само направление госуслуг, включая регламенты и нормативно-правовое обеспечение, находятся в компетенции МЭРТ).
Правда, в прошлогоднем комплексном рейтинге готовности к жизни в информационном обществе, подготовленном аналитическим центром The Economist Intelligence Unit (EIU) совместно с IBM Institute for Business Value, Россия опустилась с 52-го места (2006 г.) на 57-е. В 2007 г. индекс e-readiness по версии EIU рассчитывался для 69 государств и учитывал уровень развития ИКТ-инфраструктуры, бизнес-климат, «е-грамотность», правовую поддержку, государственную политику в области использования ИКТ и практическую пользу от этих технологий для населения и предпринимателей.
Адрес новости: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2008/03/03/290373
СПРАВКА:
Президент России Владимир Путин утвердил стратегию развития информационного общества в РФ, сообщает РБК.
Согласно стратегии, целью формирования и развития информационного общества в РФ является повышение качества жизни граждан и развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества.
Среди других целей отмечается совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий.
Отметим, что поставленная президентом задача вхождения России к 2015 г. в число лидеров глобального информационного пространства требует четко скоординированной работы органов власти, бизнеса и гражданского общества.
Главы ключевых ведомств и руководители компаний пообещали до 2015 г. догнать страны, которые значительно раньше сделали ставку на развитие информационных технологий и телекоммуникаций.
В частности, с 1 апреля Мининформсвязи собирается запустить единый портал поддержки электронного взаимодействия государственных ведомств с населением. В течение года власти намереваются обеспечить возможность получения через портал 10 социально значимых госуслуг в электронном виде, а также реализовать механизмы оплаты любых госпошлин и сборов через интернет.
Ожидается, что к 2015 г. граждане получат возможность получать 100% госуслуг в электронном виде, что позволит упростить их получение и значительно повысить качество госуслуг. Согласно планам развития, все эти нововведения приведут к более удобному взаимодействию населения с государственными органами.
В то же время планируется перевести в электронный вид обмен запросами и соответствующими сведениями между министерствами и ведомствами, что позволит сократить время рассмотрения поступающих заявлений и снизить количество очных обращений граждан в органы власти.