Статья "Сколько стоит бизнес?"

Ростов-на-Дону

(863) 299-42-29
(863) 299-42-30


30.06.2008

Сколько стоит бизнес?

Анастасия Сторожева
"РБК-БизТорг"
http://biztorg.ru/articles/index.shtml?2008/05/30/31956656

Оценка бизнеса требуется не только компаниям, которые в ближайшее время будут выставлены на продажу. Нередко владелец не собирается продавать предприятие, ему просто необходимо понять, насколько эффективно сегодня работает фирма и какие новшества нужно внедрить для более успешной ее работы.


Стоимость бизнеса служит критерием эффективности работы компании. Выстраивая планы дальнейшего развития, разумное руководство не может не проводить «переоценку ценностей». Такая «переоценка» необходима и при привлечении инвесторов и кредиторов для дополнительного финансирования: она помогает инвесторам избежать излишнего риска. «Оценку бизнеса проводят любые частные и государственные компании с целью внесения ее в уставный капитал, определения стоимости пакета акций, определения стоимости компании в ретроспективе, продажи бизнеса, получения кредита», - поясняет оценщик Международной академии оценки и консалтинга Александр Кожевин.

Оценка бизнеса включает в себя не только определение стоимости движимого и недвижимого имущества компании, ее финансовых вложений, нематериальных активов, но и оценку эффективности ее работы на рынке, определение прошлых, настоящих и будущих доходов, перспектив развития и многого другого.

Существует несколько методов такой оценки, ни один из которых не лишен недостатков, поэтому для получения более-менее адекватной стоимости фирмы нередко приходится прибегать к комбинации этих методов. «Классически при оценке любого вида активов, в том числе бизнеса - применяется несколько методов оценки – затратный, доходный и сравнительный», - поясняет вице-президент саморегулируемой организации Межрегиональный союз оценщиков Денис Подшиваленко.

Оценщик ищет ответ на ряд вопросов, например, сколько стоило бы воссоздание вашего бизнеса с нуля, учитывая не только все его движимое и недвижимое имущество, но и стоимость товарного знака, деловую репутацию фирмы и т.д. В этом суть затратного метода. «В расчете затрат собственника на создание аналогичного предприятия по принципу замещения, – добавляет Денис Подшиваленко. – Стоимость предприятия как имущественного комплекса складывается из суммы рыночных (а не балансовых) стоимостей: основных средств предприятия (недвижимого имущества, оборудования, автотранспорта); нематериальных активов, в том числе патентов, лицензий, деловой репутации; производственных запасов; финансовых вложений и дебиторской задолженности за исключением суммы всех долгосрочных и краткосрочных обязательств предприятия. В результате рассчитывается собственный капитал компании, приходящийся на акционеров после выплаты всех обязательств предприятия».

Этот метод основан на конкретных активах, поэтому он лишен умозрительности, присущей другим методам. Однако не лишен он и существенных недостатков – например, в нем совершенно не учитывается будущий возможный доход компании, то есть он целиком основан на прошлом. Эксперты прибегают к этому методу, когда предприятие обладает хорошими активами (например, ликвидными ценными бумагами), но его будущий доход довольно сложно спрогнозировать.

Суть второго, сравнительного метода оценки заключается в ответе на вопрос, сколько стоит ваш бизнес с учетом стоимости аналогичных компаний? Этот метод основан на настоящем времени; его применяют в том случае, когда на рынке вращается одновременно много похожих компаний. «Сравнительный подход в оценке бизнеса, – продолжает Денис Подшиваленко, – основан на поиске информации о сделках по продаже предприятий аналогичных оцениваемому, проведению корректировок на различия в размерах активов и доходности и выведению некоего среднего рыночного значения стоимости». Недостаток этого метода заключается в том, что двух совершенно аналогичных компаний, особенно в нынешних российских условиях, вы на рынке не найдете.

Наконец, основанный на будущем доходный метод оценки (и как его основная часть – метод дисконтированных денежных потоков), отвечает, наверное, на самый важный для потенциального покупателя вопрос: сколько стоит ваш бизнес, учитывая будущие доходы, затраты, требуемые им, и возможные риски. Этот метод точнее других определяет рыночную стоимость предприятия, а значит, именно он используется в большинстве случаев.

«Доходный метод, – уточняет г-н Подшиваленко, – основан на принципе ожидания и предполагает оценку с точки зрения потенциального приобретателя бизнеса (инвестора), который в первую очередь ориентируется на будущие доходы компании. На основании анализа фактических доходов и расходов предприятия и выявления специфических рисков бизнеса оценщиком строится прогноз денежного потока компании на 3–7 лет, который определенным образом капитализируется в стоимость предприятия. После этого вносятся поправки, учитывающие избыточные или недозагруженные активы, долги, обеспеченность оборотным капиталом».

Иными словами, в основе этого метода лежит предположение о том, что потенциальный покупатель приобретает не столько набор активов (от зданий и машин до патентов), сколько поток будущих доходов. Главное достоинство метода дисконтированных денежных потоков – в том, что он позволяет учесть несистематические изменения потока доходов, которые нельзя описать какой либо математической моделью. Поэтому такую популярность он получил в условиях российской экономики с ее постоянно меняющимися ценами на готовую продукцию, сырье, материалы и пр.

Результатом работы оценщика, применяющего, как правило, не один, а всю совокупность вышеперечисленных методов, становится три более или менее адекватные стоимости предприятия, на основании которых, с учетом целей оценки и достоверности использованной информации, делается вывод о стоимости бизнеса. А уж этот результат является основой для множества последующих решений владельца компании, ее менеджеров и потенциальных инвесторов.

Возврат к списку новостей