Анализ автомобильного рынка России 1995-2010

Ростов-на-Дону

(863) 299-42-29
(863) 299-42-30


23.03.2007

Автомобильный рынок России - анализ спроса и цен на легковые автомобили в 1997-2006 годах

 

Анализ спроса и цен на легковые автомобили в России в 1997-2006 годах". В данном отчете представлен анализ цен и платежеспособного спроса на легковые автомобили в России за 10-летний период. Столь длительный временной промежуток был взят для того, чтобы более взвешенно оценить емкость российского рынка, понять, на чем базируются текущие тенденции, что необходимо для дальнейшего прогнозирования развития рынка. Кроме того, захватив "докризисный" период российской экономики, можно более наглядно представлять текущую ситуацию, сопоставлять её с другими периодами и видеть, как она развивается.

Характеризуя основные этапы становления российского автомобильного рынка можно выделить четыре периода, начиная от распада СССР и заканчивая сегодняшним днем. За это время парк легковых автомобилей в России увеличился почти в три раза, емкость рынка в количественном выражении выросла в два раза, а в денежном выражении (USD) – в четыре раза. За эти годы рынок претерпел изменения, как по марочной структуре, так и по ценовой сегментации. На протяжении последних нескольких лет платежеспособный спрос планомерно смещается в сторону более дорогих машин.

Так, если в 1997 году на долю автомобилей дороже 10 тысяч USD приходилось почти четверть продаж (23,7%), то сразу после "дефолта", реализация таких машин почти прекратилась. По итогам 1999 и 2000 годов на долю данного ценового сегмента приходилось менее 10% от общего объема продаж. Лишь к 2002 году продажи автомобилей дороже 10 тысяч USD вернулись на "докризисный" уровень. С этого момента реализация легковых автомобилей планомерно начала смещаться в сторону более дорогих машин. В 2003 году на долю ценового диапазона "свыше $10 тысяч" занял 31% рынка, а по итогам 2006 года вырос уже до 63%. Помимо расходов на сами автомобили, россияне стали больше тратить денег на автомобильное топливо. Так, согласно оценке "Автомобильной статистики" рынок потребления автомобильного бензина сейчас уже сопоставим с первичным рынком легковых автомобилей.

Аналитики "Автомобильной статистики" отмечают, что основной движущей силой российского автомобильного рынка последних четырех лет стало развитие рынка автокредитования. Объем продаж новых легковых автомобилей, как в количественном, так и в денежном выражении достаточно быстро растет именно за счет притока на рынок кредитных ресурсов. Ставки по кредитам из года в год снижаются, условия для покупателей становятся все более привлекательными, схемы продажи проще и доступнее. Согласно нашей оценке в 2006 году с использованием кредитных схем было продано уже более 40% новых легковых автомобилей. А это примерно 750 тысяч штук на сумму порядка 9 млрд. долларов США. При сохранении нынешних тенденций в текущем 2007 году уже каждый второй автомобиль будет продаваться с использованием кредитных схем.

Анализируя региональное распределение продаж легковых автомобилей по территории России, можно четко выделить два самых крупных рынка – Москву и Санкт-Петербург, на долю которых приходится более трети от общих объема продаж. Правда, при этом, стоит учитывать, что часть машин столичными дилерами продается оптом в регионы. Среди других региональных рынков выделяется Самарская область (5% рынка РФ), Свердловская область (4,2%), Тюменская область (3,4%, в т.ч. ХМАО), Татарстан (3,3%), Краснодарский край (2,9%), Ростовская область (2,8%), Башкортостан (2,7%), Пермский край (2,5%), а также Челябинская (2,5%) и Нижегородская (2,0%) области. Далее, с небольшим отрывом идут еще восемнадцать регионов, уровень продаж в которых относительно высок. Всего же на долю этих 30 субъектов РФ приходится более 90% официальных продаж иномарок.

Данные маркетинговый отчет подготовлен методом кабинетного исследования в период с декабря 2006 года по февраль 2007 года. Основными источниками информации являются данные Федеральной службы государственной статистики, ГТК РФ, ЦБ РФ, ГИБДД РФ, АСМ-холдинга, LADAONLINE, ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), а также собственные базы данных и информация, полученная непосредственно в компаниях - участниках российского автомобильного рынка.

 

 

РЫНОК МОСКВЫ

На долю Москвы сейчас приходится чуть более 10% российского парка и порядка 20% российского рынка легковых автомобилей. Еще порядка 6,2% парка и 8-10% рынка приходится на долю Московской области. На учет в ГИБДД Москвы ежегодно встает более 30% иномарок, продаваемых на российском рынке. Несмотря на ежегодное смещение доли продаж в пользу регионов, по ряду иностранных брендов (в основном наиболее дорогих) доля Москвы по-прежнему превышает 50%. Московский рынок является также "транзитным" для регионов близлежащих к Москве.

Значительная часть покупателей из областей, граничащих или находящихся в радиусе 300-600 км от Москвы (Тульская, Владимирская, Тверская, Смоленская, Калужская, Рязанская, Ярославская, Ивановская и др.) приобретает новые автомобили в столице. Это добавляет к ёмкости московского автомобильного рынка еще примерно 30-50%, и позволяет активно развивать дилерский бизнес.

В столице сейчас работает более 200 официальных дилеров, 90% из которых торгуют иномарками. Московский рынок из года в год неуклонно растет. Согласно оценке компании "Автомобильная статистика", в 2003 году в Москве было продано 205 тысяч новых легковых автомобилей, из которых 80 тысяч (39%) пришлось на иномарки. В 2004 году на рынке Москвы было реализовано уже 240 тысяч машин, при этом доля иномарок выросла до 52% (125 тыс.шт.). По итогам 2005 года в Москве было зарегистрировано порядка 290 тысяч новых автомобилей, из которых на иномарки пришлось уже 2/3 рынка - 191,6 тысяч (66%). На 2006 год аналитики прогнозируют увеличение рынка Москвы до 350 тысяч новых машин. На долю иномарок в этом году придется примерно 77% московского рынка (270 тыс. шт.). Марочная структура рынка Москвы по иномаркам во многом повторяет общероссийские тенденции. Хотя небольшие перестановки в рейтинге марок все же существуют. Лидером в столице по итогам прошлого года, как и в целом на российском рынке, была марка Hyundai с долей 14,4%. На второй позиции Ford, который имел 10,75% столичного рынка. Следом идут Mitsubishi (9,66%), Nissan (9,02%) Toyota (7,06%), Daewoo (5,73%), Mazda (5,52%), Renault (4,34%), Kia (4,12%), и замыкает десятку лидеров Volkswagen с рыночной долей в 2,83%.

Согласно официальным данным, по состоянию на начало 2006 года в Москве проживало 10 млн 407 тысяч человек и числилось 2 млн 623,3 тысяч легковых автомобилей. То есть, на каждую 1000 жителей приходилось 252 автомобиля. Это существенно больше среднего показателя по России, который составляет 176 автомобилей. На протяжении всего "постсоветского" периода структура московского парка планомерно менялась. Доля иномарок в парке Москвы до середины 90-х годов находилась на уровне ниже 10%.

К концу прошлого десятилетия она выросла до 20%. В 2003 году доля иномарок преодолела 30% рубеж, а сейчас уже приближается к 40% парка. По ежегодным темпам прироста, иномарки значительно опережают российские марки. Причем в последние три года в Москве наблюдается практически нулевая, и даже отрицательная динамика прироста парка автомобилей отечественных марок. Самой распространенной иномаркой в Москве пока является Volkswagen (9% парка иномарок). Но, учитывая темпы ежегодного прироста, уже в 2007 году его могут обойти Toyota и Ford , которые к началу года занимали 8,2% и 7,2% столичного парка иномарок соответственно. В первую десятку также входят Mercedes (6,7%), Nissan (6,3%), Mitsubishi (6,3%), Audi (5,6%), BMW (5,3%), Opel (5,2%), Hyundai (5,1%).

По динамике прироста парка за последние два года лидируют Hyundai (252%), Porsche (198%), Citroen (126%), Mazda (124%), Infiniti (122%), Lexus (120%) и Suzuki (109%) ( прим. - среди марок с парком более 1000 штук). В целом, за последние 5 лет Москва и Московская область обеспечила 40% прироста парка иномарок в России. Тем самым, парк иномарок столичного региона за пять лет (с 2001 по 2006 год) увеличился в 2,2 раза и превысил 1,4 млн единиц.

 

ПРОГНОЗ

Рост российского авторынка сохранится еще как минимум на 3-4 года. Ежегодный прирост продаж будет находиться в пределах 300-350 тысяч машин, а вот относительные показатели начнут немного снижаться. Так, если в истекшем году рынок новых легковых автомобилей вырос 23%, то в 2007 году рост рынка составит 17,7%, а в 2008 году – 15,8% и в дальнейшем темпы прироста сохранятся.
Сегмент новых иномарок, который в 2006 году показал феноменальный рост в 66%, в следующем году может вырасти еще на 35-40%, а в 2008-2010 годах прирост будет находиться в пределах 22-26% в год. А вот продажи российских моделей, сократившиеся в ушедшем году на 9%, в следующем могут упасть еще на 5-6%, и далее ожидать роста в этом сегменте не приходится.

В итоге в 2010 году на территории России дилеры продадут более 3 млн автомобилей, из которых на долю иномарок будет приходиться почти 80% рынка. К тому времени, среди массовых отечественных моделей на рынке останется только автомобили LADA и УАЗ, которй сохранит за собой достаточно узкую нишу недорогих внедорожников.

Модели "Иж" и "Ока" уже фактически покинули сцену, а продажи легковых моделей ГАЗ "Волга" постепенно будут сокращаться.Доля автомобилей LADA, c нынешних 37,2% рынка, сократится к 2010 году до 19-20%. Тем не менее, все шансы остаться лидером российского рынка, у тольяттинской марки по-прежнему остаются.
Лидирующие позиции в сегменте иномарок сохранят за собой Ford, Chevrolet, Toyota и Hyundai. За счет местной сборки, к ним также подтянутся Renault и Kia. Все эти бренды к 2010 году преодолеют 200-тысяч рубеж, а особо успешные выйдут на уровень продаж в 300 тысяч автомобилей в год. Суммарные продажи ряда китайских марок (Great Wall, Chery, Geely, BYD и др.) к тому времени также приблизятся к 200-тысячной отметке, а основными регионами их вхождения на российский рынок станут Урал и Сибирь.

Емкость российского рынка в денежном эквиваленте растет сейчас более быстрыми темпами, нежели в количественном выражении. Так, согласно расчетам специалистов компании "Автомобильная статистика" в 2006 году на новые легковые автомобили россияне потратили $ 29,1 млрд., что на 54,1% больше, чем в 2005 году. А с учетом ввоза в Россию подержанных иномарок суммарная емкость рынка составила около $34 млрд.
Одним из главных факторов, обеспечившим столь бурный рост российского рынка, стал существенный приток кредитных денег. По оценке аналитиков в 2006 году банки выдали автокедиотов на сумму порядка 200 млрд руб. ($7,5-8 млрд.), тогда как в 2005 году банки "вложили" в российский авторынок всего $4-4,5 млрд. Текущий портфель автокредиов в российских банках по состоянию на начало 2007 года аналитики оценивают на уровне $10 млрд, а долю автомобилей, продающихся через кредитные схемы - на уроне 35-40%. В дальнейшем этот сегмент рынка будет развиваться не мене быстрыми темпами.

Говоря о ценовой сегментации рынка, аналитики отмечают, что в истекшем году почти половина (875 тысяч штук или 49,2%) от общего объема продаж новых автомобилей приходилась на диапазон до $10 тысяч. Тем не менее, этот сегмент рынка из года в год планомерно сокращается. При этом отмечается существенный рост во всех остальных сегментах рынка, и особенно в относительно доступной нише - от 10 до 15 тысяч долларов. Ежегодный прирост продаж в этом сегменте составляет порядка 140-150 тысяч машин, и уже сейчас на него приходится около 20% рынка. В дальнейшем этот сегмент рынка станет самым массовым, и к 2010 году будет занимать более половины рынка. Аналитики также отмечают, что верхний ценовой эшелон (свыше $30 тысяч) занимающий сейчас всего 8,4% от общего объема продаж, тем не менее, аккумулирует на себя более 30% денежных средств, потраченных покупателями автомобилей ($8,85 млрд по 2006 году). В этом сегменте уже сейчас развернулась ожесточенная конкуренция, и с каждым годом, она будет только возрастать.

 

Источник: http://www.ladaonline.ru/  , www.autostat.ru

 

Дата выхода - 14.02.07.
"Автомобильный рынок России - анализ спроса и цен на легковые автомобили в 1997-2006 годах"

Дата выхода - 26.12.2006г.
«Автомобильный рынок России - перспективы и прогноз развития до 2010 года»

Дата выхода - 28.11.2006г.
«Анализ автомобильного рынка и парка Санкт-Петербурга»


Дата выхода - 26.10.2006г.
«Анализ автомобильного рынка и парка Москвы»


Дата выхода - 22.05.2006г.
«Автомобильный рынок России – 2006»

 

Возврат к списку новостей